Рекомендации по развитию устной речи дошкольников.

. Posted in Советы психолога и логопеда

    1. Чтобы ребенок умел слышать педагога, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их четко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребенка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в детском саду;

    2. В собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);

    3. Обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

    4. Привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.);

    5. Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

    6. Обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, ее качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, желтый).

     Неоценима роль любимой игрушки в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов 7 описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.

     Итак, больше занимайтесь со своими детьми, играйте с ними, вместе придумывайте новые игры.  Совместные с ребёнком игры не только разовьют речь вашего малыша, но и сделают семью крепче и дружнее. Игра – любимое занятие детей любого возраста, а если есть возможность соревноваться и выигрывать у папы и мамы – то успех в учении обеспечен! 

Учитель-логопед Тищенко Т.Ю.

Ошибки в воспитании

. Posted in Советы психолога и логопеда

Перед каждым родителем рано или поздно встают вопросы: "Что же я делаю не так? Почему мой ребенок так поступает? Я ж вот вроде все для него, а он ..." 

И действительно, родители из благих намерений, совершают ошибки, которые негативно сказываются на ребенке. 

Итак, что же это за ошибки и как из исправить, я расскажу в этой статье. 

1. Родительский террор. Применение физических наказаний, авторитарность, унижение детей, постоянный крик, наказание даже за малейшие провинности. 
2. Холодные родители. Ответственность за воспитание фактически перекладывается на нянь, бабушек и дедушек. Практически отсутствует телесный контакт между родителями и детьми (объятия). Родитель занимается только своей жизнью. Интересуется детьми как бы для галочки. 
3. Нравоучения. 
Родители буквально заедают детей нравоучениями. Любая детская ошибка, это повод для длительного поучительного разговора (порой многочасового). В семье при этом мало смеха и радости. 
4. Родительский подкуп. Родители покупают послушание своих детей, их успех. Категорически НЕЛЬЗЯ покупать послушание ребенка. 
А вот например дать неожиданную награду/бонус ребенку за преодоление трудности, но только уже после того, как ребенок выполнил задачу, это будет очень хорошей поддержкой. Цену успеха заранее не называть! 
5. Гипперопека. Когда родитель лишает ребенка самостоятельности, пытаясь везде подстелить соломку. Не давая возможность ребенку набить собственные шишки и получить свой опыт. Сюда же, ношение портфеля за своим ребенком, завязывание шнурочков ребенку старше 4 -х лет и т.д. 
6. Чрезмерная любовь и доброта. Излишние лабзания, сисюканье. Проступки, непослушание детей не пресекаются, а чаще остаются как-будто не замеченными. Чрезмерная уступчивость, мягкость. Избегание конфликтов. Принося себя как бы в жертву детям. 
7. Педантизм. Забывают что перед ними ребенок, требуя от него во всем идеала. Общение практически сводиться к "распоряжению". Родители не признают своих ошибок.

8. Дружба. Это по сути нарушение семейной иерархии. Дети ставятся на один уровень с родителями и с этого момента воспитание прекращается. Ребенок начинает поучать своих родителей.

Родитель не может быть своему ребенку другом, он по умолчанию родитель! 
Не стоит путать дружбу с доверительными отношениями!

Родительские ошибки вполне можно исправить, но для начала важно совершить главный шаг. (Без этого шага вряд ли хоть что-то получится изменить)!

Первое - увидеть и признать свои ошибки!

Второй шаг - это начать делать следующее.

1. Жизнь и самореализация родителей. За вас, это никто не сделает и даже если вещи дети воплотят вашу мечту, счастливее никто из вас не станет. Дайте детям прожить свою жизнь! 

2. Поведение родителей и личная дисциплина. Начните с себя и только потом требуйте от детей. 
3. Цели воспитания (какого человека вы хотите увидеть в результате ).

4. Честный и открытый диалог с детьми.

5. Искренний интерес к ребенку и к его жизни: знать что любит/не любит, чем интересуется, дышит ваш ребенок, знать с кем дружит, какие фильмы смотрит, во что играет и с кем играет, отношение к школе и учителям, что вызывает у него трудности. 

6. Предоставление детям самостоятельности.

7. Проявление РАЗУМНОЙ заботы и помощи.

8. Обучать детей просить поддержку, а не лезть самим, да ещё и без спросу. 

9. Давать возможность самим выбираться из затруднений (наблюдая как он это делает). В большинстве своем дети справляются. И только в редких случаях им действительно понадобится поддержка. 

10. Доверять и быть внимательными.

11. Нести ответственность за воспитание детей, не перекладывая на садики, школы, бабушек, нянь и т.д.

И конечно же любить своего ребенка. Вот собственно и все что нужно для благополучия наших детей! 

© Анастасия Татару, психолог

Здоровье детей в ваших руках

. Posted in Советы психолога и логопеда

     Как бы досадно не звучало, но частота заболеваний детей, в большинстве зависит именно от МАМЫ! Да, да. Именно от мамы. Папа играет опосредованную роль. 

     Но есть и хорошая новость, именно МАМА точно так же легко влияет и на то, чтобы ее ребенок был здоров. Именно у мамы есть такой ресурс. Ну и конечно же папа, выступает как помощник у мамы .

Условно все причины частых заболеваний детей можно объединить в три большие группы. 

1 группа. Болезнь - как щит. 

     То есть ребенок использует болезнь, как способ ЗАЩИТИТЬСЯ от своих родителей. Либо как способ СОХРАНИТЬ целостность семьи, в случае например частых конфликтов своих родителей, по сути СТАТЬ ЩИТОМ (опорой) своим родителям. Яркий пример такого заболевания - энурез. 

2 группа. Болезнь - как зеркало. 

     Своими болезнями ребенок ЗЕРКАЛИТ внутренне состояние МАМЫ, реже отношения внутри семьи. Например мама живёт в хронической усталости и фоновой депрессии (о которой сама может не знать, но наверняка догадываться), а ребенок проявляет ту же депрессию, только на уровне иммунитета, а именно его ослаблении. Или постоянно подавляемая агрессия у мамы, может вызывать кожные высыпания у ребенка и т.д. 

3 группа. Болезнь - желаемый характер.

     Когда ребенок использует болезнь, как способ удовлетворить свою нуждаемость в чем-либо, потребности, желания. Причем болезнь становится единственным доступным средством для этого. По другому родители (чаще именно мама) его просто не слышат. 

     А какие именно причины формируют болезни? Их много. Но я приведу самые основные, все остальные по сути это их разновидности. 

     Причины: 
1. Когда мы ВСЕ решаем за своих детей, строя свои планы на их дальнейшую жизнь. "Мой ребенок будет врачом, и это не обсуждается!" 

2. Когда мы пытаемся реализоваться через своих детей. "Ну раз у меня не получилось быть фигуристкой, так хоть моя дочь станет ей". 

3. Когда мама не слышит, от слова вообще, реальных потребностей своего ребенка. "Я считаю, что нет разницы между грудным вскармливанием и искусственным. Зачем мне портить свою грудь?". Или ребенку пол года от рождения, а мама очень устала и решила уехать отдохнуть в отпуск на недельку, но без ребенка. 
Или например продолжает спать с ним в одной кровати, несмотря на то, что ребенку уже 4 года. 

4. Когда мама проявляет ГИПЕРОПЕКУ либо ГИПЕРКОНТРОЛЬ (что по сути две стороны одной медали). Можно сказать "душит свой любовью". Чаще всего дети таких мам, имеют заболевания органов дыхания. 

5. Когда у мамы отсутствует эмоциональный контакт со своими детьми. По сути роль мамы сводится к техническим моментам: заработать, приготовить, накормить, одеть и дежурным вопросам "Как там у тебя дела?". 

6. Когда мама перекладывает ответственность за свою жизнь на своих детей. "Я живу с мужем ради детей (ещё круче из-за вас)" (даже если мама просто так думает, не произнося такие слова в слух). 

     Но не все так печально. Как я уже в писала в самом начале, именно мы, МАМЫ, можем многое изменить. Для начала просто перестать себя винить. И совершать "токсичные" действия относительно себя и своих детей. 

Нет идеальных людей, а любую ошибку можно исправить, пока мы живы!

 

С вами была  школьный психолог, Анастасия Татару.

С наступающим Новым Годом, Вас и Ваших детей. И здоровья Вам!

Начало учебного года. Помогаем привыкать к школе.

. Posted in Советы психолога и логопеда

Вот и начался новый учебный год. Год новых знаний, навыков и, конечно же ,успехов.
Возвращение к учебной деятельности после летних каникул - всегда стресс для детей, даже если ваш ребенок уже не первый год учится в школе.

Задача родителей и педагогов - помочь детям легче адаптироваться к учебным нагрузкам и максимально снизить испытываемый детьми стресс.

А чтобы вы стали настоящей поддержкой для своих детей, я хочу поделиться несколькими рекомендациями, которые помогут быстрее привыкнуть к школьной жизни.

Рекомендация 1. Режим дня.

В идеале к нему нужно было вернуться в последние недели августа. Но не поздно это начать делать сейчас. Старайтесь, чтобы ваш ребенок к 22:00 не просто лежал в кровати, а уже засыпал. В случае, если он не успел сделать все уроки, пусть отложит их до утра. А утром встанет на 30 минут пораньше и все быстро доделает.

Рекомендация 2. Домашнее задание.

Организуйте личное время ребенка так, чтобы уроки он успевал сделать днем или ранним вечером. Выполнение домашних заданий после 19:00- не самая полезная вещь. В это время у ребенка происходит механическое заучивание, а не усвоение пройденного материала.

Рекомендация 3. Путешествия и поездки.

Некоторые родители пытаются «продлить» каникулы ребенка, запланировав поездку на отдых в сентябре. Это не самая лучшая идея.

Дело в том, что привыкание к школе у первоклассников длиться - 1,5 месяца, у пятиклассников – 1 месяц, у остальных учеников 2-3 недели. Прерывая этот период, мы возвращаем детей после отпуска еще в больший стресс. Это может сказаться на успеваемости ребенка и усвоении материала. На ученика ложится двойная нагрузка. Во-первых, заново привыкать к школе, а во-вторых, догонять свой класс. Ведь к этому моменту ученики уже наберут скорость в обучение, от которой ваш ребенок естественно будет отставать. Лучше перенести поездку на осенние каникулы.

Рекомендация 4. Здоровье.

В начале учебного годаорганизм постоянно испытывает стресс. В связи с чем может возникнуть дефицит цинка, что, в свою очередь, негативно сказывается на способности к запоминанию и учебе. Пополните организм витаминами или биодобавками, не только искусственными. Включите в рацион питания школьника (да и свой тоже) продукты, содержащие цинк.

Рекомендация 5. Привычная вещь.

Адаптация к школе пройдет легче, если ребенок первое время будет брать собой в школу любимую вещь (игрушку, блокнот, брелок, книгу и т.п.).

Рекомендация 6. Приятные воспоминания.

Не все дети с удовольствием идут в школу, особенно, если предыдущий год был не совсем легким и успешным для ребенка. Поэтому, задача родителей- помочь перевести внимание из негатива на позитив. Здесь могут стать ресурсом воспоминания приятных моментов прошлого учебного года и каникул. Предложите вспомнить моменты успеха, новых достижений (например, он в первый раз самостоятельно пошел в магазин или поехал в лагерь и т.п.).

Сделайте коллаж из фотографий, либо презентацию. И пусть ребенок этим поделиться в классе, например, на внеклассном мероприятии (обычно в первые недели учителя делают занятие на тему «Как я провел лето?»), либо устройте семейный просмотр.

Рекомендация 7. Праздник.

Адаптироваться ко всему новому проще, если на старом поставить точку. Отпразднуйте вместе завершение каникул и начало учебного года. Сделайте ему приятный сюрприз. (Совсем не обязательно, чтобы он был дорогим). Кстати, возраст ученика не имеет значения.

Рекомендация 8. Мой ребенок вырос.

За лето дети меняются. Особенно, если каникулы они провели вдали от вас. У ребёнка наверняка появились новые знакомства, знания, опыт. Возможно, ваше влияние на ребенка слабеет, не возвращайте его «силой». Примите новый этап ваших взаимоотношений. Относитесь с уважением к чувствам ребенка. Храните тайны, которые вам доверят. Не исключено, что сейчас ваше чадо переживает огромный спектр эмоций. Это может повлиять и на успеваемость.

Рекомендация 9. Отметки субъективны.

Оценки в дневнике не всегда отражают реальные знания ребенка. Просто помните об этом.

Рекомендация 10. Дом и школа – разные вещи.

Дом – это безопасное пространство для ребенка. По крайней мере, так должно быть. Не делайте его продолжением школы. Поддерживайте ребенка и в успехах, и в неудачах. Принимайте его таким, какой он есть. Не становитесь для своих детей педагогами, тренерами, судьями, еще хуже «карателями». Помните, вы для них- любимые родители, их опора и поддержка. Кто, если не сами родители, будут искренне любить своих детей?

Дорогие родители, помните, школа и уроки проходят, а отношения с детьми остаются.

Психолог Анастасия Татару