Учеба без стресса!

     Отношение родителей к учебе детей часто основывается на требованиях и контроле. Родители не всегда готовы принять позицию помогающего и направляющего старшего. А ведь именно от правильной позиции зависит, помогут они ребенку или бесповоротно навредят.

Часто в мотивации детей на успех мы привыкли обращаться к авторитету известных и знаменитых людей, иногда не задумываясь, что многие из них испытывали определенные проблемы и успех их в большей мере обусловлен поддержкой близких людей, а не давлением и ограничениями с их стороны.
     «Учиться, учиться и еще раз учиться» — как завещал великий Ленин. Надо отдать должное и сам Владимир Ульянов учился замечательно, окончил гимназию с золотой медалью. Однако все ли известные и успешные люди были отличниками? Увы, действительность говорит, что это далеко не так:
- у Дмитрия Менделеева была тройка по химии;
- Уинстон Черчилль учился с двойки на тройку и считался одним из самых слабых учеников в классе;
- Лев Толстой имел неудовлетворительные оценки по российской истории и немецкому языку;
- Александр Пушкин был безнадежен по многим предметам и имел ноль по математике;
- Томасу Эдисону в детстве поставили диагноз «слабоумие» и отчислили из школы;
- Иосиф Бродский был второгодником и имел двойки по физике, химии, математике и английскому языку;
- у Альберта Эйнштейна была тройка по физике и двойка по математике;
- граф Григорий Потемкин-Таврический был исключен с объяснением «за ленность и нехождение в классы»;
- Владимир Маяковский прогуливал уроки, был хулиганом и двоечником;
- Константин Циолковский — второгодник, а из третьего класса гимназии и вовсе был исключен за неуспеваемость;
- Исаак Ньютон катастрофически не успевал по физике и математике, да и в целом учился хуже всех в классе;
- Антон Чехов дважды оставался на второй год и имел двойки по географии и арифметике…
     Хочется напомнить эти факты тем родителям, которые не перестают повторять своим детям относительно учебы: «ты должен», «ты обязан», «тебе просто необходимо». В действительности, такие призывы никак не влияют на повышение мотивации учения и процесс усвоения знаний, а только заставляют детей ненавидеть зубрежку и вместе с ней — школу.
     А знаете, почему родители требуют отличных оценок, именно оценок, а не знаний? Чаще потому, что это приятно и престижно сказать в компании или среди коллег: «А мой-то – отличник, вот на олимпиаде занял первое место, грамоту получил и т.п…» Какие при этом реальные знания, да и насколько они пригодятся потом в профессиональном определении и просто в жизни – вопрос второстепенный, на котором не фокусируется внимание.
     Требования пятерок по всем предметам со стороны некоторых родителей считаются чем-то само собой разумеющимся. Дети слышат такие аргументы в пользу этой позиции: «Я же хорошо выполняю свою работу, равняйся на меня, твоя учеба – это твоя работа». Ну, а если детям нужна помощь по какому-то предмету, то это вызывает бурю возмущений: «Ты учишься для себя!».
     Уважаемые родители, с раннего детства вы являетесь непререкаемым авторитетом для своих детей. Как вы думаете, если мама с папой и без энциклопедических знаний устроились в жизни неплохо, то зачем чадам-то напрягаться?! Поэтому, милые мамы и папы, чтобы учеба детей протекала без надрыва, стрессов, интересно и с пользой, награждалась отличными оценками – вы должны принимать самое живое участие в школьной жизни и быть для них примером во всем. И без этого – никак!


Ваш психолог Светлана Павловна Сыпкова