Детские неврозы и их профилактика

     Психоневролог А.И.Захаров приводит формулу: «Ребёнок, находящийся в состоянии стресса, перенапряжения, утомления, имеет сниженную реактивность организма (пониженный иммунитет), как правило — заболевает (соматические заболевания, вегетативные нарушения). Частые болезни служат отправной точкой развития невроза».

     Какие дети в большей степени подвержены неврозам?
1. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, которые всё очень близко принимают к сердцу; впечатлительные дети, склонные к беспокойству и волнению.
2. Импрессивные дети, т.е. склонные к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: «Всё держит в себе».
3. Дети с внутренней неустойчивостью:
- с нервной конституцией (влияние генетики: нервно-соматически ослабленные родители; полярные темпераменты родителей ребёнка; темперамент самого ребёнка);
- дети с развитым чувством «Я». О таких детях можно сказать, что они не переносят повышенного, приказного и тем более раздражительного тона, оскорблений. В ответ на это, они плачут, обижаются или «уходят в себя».
     Как правило, истоки возникновения неврозов заложены в семье. В семье ребёнок получает стресс от конфликтов между родителями, неправильного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность, эгоцентрическое воспитание, неуёмные принципы, запреты), блокирования эмоционального контакта между ребёнком и матерью (мать не даёт то тепло и ласку, которые необходимы эмоциональному, впечатлительному ребёнку).
Негативное отношение к ребёнку в детском саду со стороны педагога служит так же сильным раздражителем для ослабленной нервной системы. Часто бывает так, что педагог считает правильным сообщить родителям о «баловстве», «упрямстве», «вредности» ребёнка. И родителям остаётся только «нажать», «исправить», «наказать», то есть ещё раз сделать то, от чего ребёнок страдает и ещё больше ослабит его нервную систему. Хотя правильней будет обратить внимание родителей на болезненный характер поведения ребёнка и договориться, как поступать в том или ином случае, то есть разрешить проблему, учитывая индивидуальность ребёнка. Тогда невроз не закрепляется, а снижается разумными совместными действиями педагогов и родителей.
     Очень тяжело приходится детям с высоким уровнем восприимчивости при психологически неграмотном воздействии со стороны взрослых, что может привести к снижению самооценки, к неумению самоутвердится в детском коллективе. Существует дидактогенный невроз, основной причиной которого является нарушение значимых для ребёнка отношений взрослый-ребенок, где патогенным фактором могут быть неправильное поведение и слова взрослого в адрес ребенка. Взрослым следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих проблемы во взаимоотношениях с отцами, уже частично или полностью лишённых общения с ними после развода родителей. Такие мальчики болезненно переживают, когда их начинают стыдить. особенно в присутствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд. В подобных ситуациях дети чувствуют себя ещё более непонятыми и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают «вредничать» — делать всё наперекор, вызывая негативное отношение к себе. В этом случае, как правило, похвала за успехи способствует достижению положительного результата. Действенным оказывается и вовлечение ребёнка в коллективные дела с предоставлением ему ведущей роли.
Очень тяжело приходится детям с взрослым, имеющим невротический склад личности. Нервные взрослые не умеют найти общий язык, прежде всего, с нервно-расстроенными детьми. То есть вместо понимания, заботы и поддержки они переносят на детей своё раздражение и беспокойство.
     В чём же должна заключаться помощь взрослых детям с неврозами?
- развитие навыков общения;
- помощь в признании в детском коллективе;
- замечать их успехи, хвалить;
- поддерживать в трудную минуту, защищать от тех, кто дразнит и способен на агрессию.
     Профилактика неврозов у детей заключается в формировании механизмов психической саморегуляции. Эмоциональных, с развитым чувством «Я», и художественно-одарённых детей следует окружать заботой и любовью, поддерживать и развивать их чувство «Я». Но без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.

Ваш психолог Светлана Павловна Сыпкова

Приглашаем вас в наш детский сад "Родник"!

logo333

Полезные ссылки

 

V 

     Министерство образования и науки Российской Федерации