НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!

     Что же делать? Вот уже все состоялось – не хочет он учиться, и что же с ним делать? Как найти рычаги воздействия?

     Действительно, подростковый возраст – это стартовая площадка в будущее. Некоторые родители идут по такому пути: в буквальном смысле водят его на коротком поводке, проверяют у него дневник, вместе с ним занимаются до десятого класса, вместе пишут сочинения. Я очень сочувствую этим родителям, ведь, как правило, у них сил не хватает таким вот образом действовать до конца. Другие говорят: если ты не будешь хорошо учиться, я тебя лишу всего, всяких удовольствий. Или, если ты будешь хорошо учиться, то я тебе то-то и то-то куплю. Нужно в этом случае обязательно иметь в виду следующее. Есть такой закон: если какое-то действие ребенок, (пусть уже и подросток), совершил, и это действие закрепляется каким-то положительным элементом, ему обязательно захочется еще раз это повторить. Что это значит? Кто-то говорит: вот, на животных это сразу видно, когда мы их дрессируем. Что нужно сделать с собачкой, чтобы она что-то научилась делать? Нужно давать ей кусочек сахара за то, что у нее получается. Примерно, то же самое, можно сказать и о наших детях. Но, конечно, параллели проводить не следует, и вот почему. Нельзя устраивать так: вот, ты пятерку получил – я тебе дам пять рублей, четверку – четыре рубля и так далее. А единицу – рубль, что ли? На такие взаимоотношения ни в коем случае нельзя переходить. Нельзя получать плату за то, что является твоим долгом.

     Но иногда бывает так: вот сидит, что угодно делает, но не учит уроки, и надо ведь еще понять, почему он не учит уроки, чтобы с места этот процесс сдвинуть. Может быть несколько причин:

1. У ребенка уже полная выучка беспомощности и он привычно ждет помощь со стороны.

2. Он за что-то мстит родителям:  ведь он не учится хорошо, значит, родителям за это попадет…

3. Ребенку не хватает внимания от родителей и совместное выполнение домашнего задания – единственный способ его получить.

4. Родители сами не понимают, зачем выполнять все заданные уроки, если какие-то предметы не пригодятся в дальнейшем обучении их ребенка или ему просто неинтересны…

     Разберемся сначала, в чем главное назначение домашнего задания? Важный психологический компонент выполнения домашнего задания в том, что происходит:

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

     Определимся, что при поощрении ребенка надо осознавать,  что вознаграждение необходимо, но только тогда, когда ребенок «на цыпочки» поднялся и до чего-то дотянулся, до какой-то планки, выложил себя. И только таким образом нужно формировать взаимоотношения с ребенком. Но для того, чтобы он вас слушался, для того, чтобы он шел на такие разговоры-договоры, он должен подчиняться некоторым элементарным вещам. Значит, что изначально, когда он еще совсем малюсенький, мы должны кроме нашей любви, которую мы даем безмерно, это естественно, причем разными путями, мы должны ставить ограничители.

     Осознаем, что дисциплинарные меры имеют огромное значение. Формирование дисциплинарных навыков должно идти параллельно со всем остальным развитием. И на первое место нужно выводить авторитет родителей и учителей. Авторитет любыми путями должен поддерживаться и укрепляться. И особенно мамы должны знать: какой бы ни был отец, далеко уже не орел, (с ее точки зрения),  все равно, она должна поддерживать отцовский авторитет. И, естественно, на основе сочетания строгости и любви нужна постоянная поддержка, постоянное сочувствие, если где-то что-то у ребенка не получается.

Что еще могут сделать родители для повышения учебной мотивации?

  1. Каждый день не просто спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?», а проявляйте  искреннюю заинтересованность в его делах.
  2. Предложите  помощь  в выполнении  какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение  не надо.
  3. Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте вместе книги, сформируйте ребенку его личную библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное:  что запомнилось? Что  понравилось, а что нет?
  4. Читайте вместе с ребенком книги по ролям или по очереди.
  5. Старайтесь правильно оценивать знания  и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых: у подростков и так неустойчивая самооценка, а ее  снижение приводит к тому, что  ребёнок окончательно перестаёт верить в свои силы.
  6. Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом.
  7. Примите, что многие дети в какой-то момент  времени  учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь  и поощряйте ребенка за малейший успех.
  8. Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся, и разрешите иногда ошибаться своему ребенку.
  9. Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
  10. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были  тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них? Но не приводите в пример свою успешность и ответственность по принципу: «...я в твои годы…»
  11. У ребёнка должно быть не просто своё место для занятий, но право быть полноправным хозяином  этого места и раскладывать там вещи, распоряжаться им по своему усмотрению, где родители могут давать советы, но не приказы.

Психолог Светлана Павловна Сыпкова