Внимание – основа интеллектуальной деятельности.

 У Николо Паганини было три ученика – виолончелист и два скрипача. Они начали брать у него уроки, будучи профессиональными, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

   Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, память, мышление или воображение, не может протекать без внимания. Оно, как подсобный рабочий, обречено на их обслуживание. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно, невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости в младших классах. От класса к классу учебные задания становятся более объёмными по количеству информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

   Каковы же типичные отклонения в развитии внимания?

   Ослабленность внимания – очень серьёзный дефект. Основная причина – Ослабленность или нарушение деятельности коры головного мозга. Ослабленность внимания может быть временной, а может быть органической (ММД, внутричерепное давление, черепно-мозговые травмы, СДВГ). В этом случае ослабленность внимания сопровождается частой головной болью, быстрой утомляемостью, плохим сном. Временная ослабленность внимания может возникнуть у ребёнка в результате какого-либо заболевания и продолжаться некоторое время после болезни, переутомления. Главное в этом случае – устранить причину болезни, переутомления. С этой целью можно рекомендовать частые прогулки, игры на свежем воздухе. Ошибки, которые допускают родители: первая – взрослые решили, что ребёнок выздоровел, и спрашивают с него в полной мере. Вторая ошибка – родители оберегают давно выздоровевшего ребёнка, не позволяют ему заниматься в полную силу.

   Отвлекаемость – проявляется в том, что ребёнок не может глубоко сосредоточить своё внимание, его постоянно что-нибудь отвлекает. Порой ребёнок может быть сосредоточен довольно долго, но малейшая помеха и он отвлекается. Следует ограничить чрезмерную подвижность ребёнка во время занятия, требующего устойчивого и сосредоточенного внимания. В домашних условиях родителям нет необходимости создавать для ребенка абсолютную тишину и даже полезно приучать выполнять задания внимательно при действии внешних раздражителей: звуки, яркий свет, запахи, негромкие разговоры. Внутренние отвлекающие факторы (сильные эмоции, посторонние мысли, фантазии) также способствуют повышенной отвлекаемости. Поэтому во время выполнения заданий на занятии следует исключить всё то, что угнетает или чрезмерно возбуждает нервную систему, вызывает чувство обиды, страха, гнева, оскорбляет достоинство, стимулирует появление посторонних мыслей.

   Рассеянность бывает двух видов: мнимая, когда человек настолько сосредоточен, погружён в свои дела, что не замечает всего остального; в этом случае наблюдается плохая переключаемость внимания, недостаточное распределение внимания; и истинная – как недостаток сосредоточенности и устойчивости внимания, - проявляющееся в лёгкой и частой отвлекаемости, носит поверхностный характер. Рассеянный ребенок не может долго и глубоко сосредоточиться на занятии, при выполнении задания не может вникнуть в суть материала, который изучает. Рассеянность внимания формирует жизненный опыт человека и в результате его неправильного воспитания закрепляется в формах поведения. Борьба с рассеянностью должна вестись в первую очередь путём формирования волевых качеств личности, любым трудом, требующим сосредоточения.

Ψ Ваш психолог – Светлана Павловна Сыпкова

Приглашаем вас в наш детский сад "Родник"!

logo333

Полезные ссылки

 

V 

     Министерство образования и науки Российской Федерации