Влияние возрастных страхов на формирование чувства ответственности.

     Для детей 7-11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социоцентрической направленности личности, т.е. когда общественные интересы и потребности начинают осознаваться, как личные. С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

     Возрастает чувство ответственности у ребенка и проявляются они в заметном преобладании страха смерти родителей, остаются еще страхи нападения, пожара и войны. В подростковом возрасте все эти страхи трансформируются  в страх войны.

     Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в подростковом возрасте превалируют социальные страхи, такие,  как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми, т.е. страх потерять уважение друзей, страх быть осмеянным другими.

    Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи, а именно:

- инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх – как угроза для жизни, сюда входят разные чудовища, скелеты, привидения и т.п.;

- социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха и проявляется уже в такой черте, как тревожность – как опасение, что произойдет что-то плохое, не оправдаются ожидания родителей и значимых взрослых.

Тревожность и опасения сохраняются и в подростковом возрасте.

     В  младшем школьном возрасте часто активизируется страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья.

    Конкретными формами страха "быть не тем" являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие "совесть", как центральное психологическое образование данного возраста.

     Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте. Рассмотренные ранее страхи "не успеть", "опоздать" и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий.

    Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у подростков тоже выступает, как разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте.

    Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности.

     Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия - удел каждого ребенка. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности. Можно, опять же, "перегнуть палку" и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного, нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко, любой неудачи.

     Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений.

     Недостаточно развито чувство ответственности у детей "безалаберных", скользящих по поверхности родителей, у которых "все хорошо" и "нет проблем". Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей у которых были или есть родственники, ведущие асоциальный образ жизни. Здесь есть признаки генетически ослабленного инстинкта самосохранения.

     Имеет место и задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

     Часто встречаемой разновидностью страха "быть не тем" будет страх опоздания в школу, то есть опять страх не успеть, получить порицание, более широко это страх социального несоответствия и неприятия.

Большая выраженность этого страха наблюдается у девочек, что не случайно. Девочки  раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, потому и в большей степени подвержены чувству вины и более критично, принципиально,  воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

     Заботясь о переживании страхов у своих детей, стараясь снять их, родители должны понимать, что мудрая природа ничего не дает человеку просто так и на все есть свои причины. Прежде, чем пичкать ребенка успокоительными и водить его на физиотерапевтические процедуры, проконсультируйтесь у психолога насколько это необходимо и в чем причина того или иного тревожного состояния вашего ребенка.

Ваш психолог Светлана Павловна Сыпкова.

Приглашаем вас в наш детский сад "Родник"!

logo333

Полезные ссылки

 

V 

     Министерство образования и науки Российской Федерации