Родителям

Учим ребёнка ориентироваться в пространстве.

     Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и пере­мещения предметов относительно друг друга и собствен­ного тела. Они играют значительную роль во взаимодей­ствии человека с окружающей средой и служат необхо­димым условием ориентировки в ней.

      У дошкольников часто наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». Кроме того, дети испытывают трудности при использовании при­лагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заме­няются обозначениями «боль­шой» или «маленький» («широкая река — большая река», «тонкий стебелек — маленький стебелек»).

     Если ребенок не овладеет умением анализировать взаимное расположение предметов в пространстве, то ему будет сложно запомнить правильное начертание букв, ориентироваться на листе бумаги.

     Желательно, чтобы родители чаще спрашивали о том, что ребенок видит справа или слева от себя, какой формы предмет, который он держит в руках, употребляли в своей речи слова «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий» и требовали того же от ребенка.

     Для начала проверьте, знает ли ребенок и может ли правильно назвать части тела.Попросите ребенка назвать, нарисовать геометрические фигуры, затем спросите, что бывает круглым, овальным и т.д. Попросите определить форму предметов, находящихся в комнате.

     Вокруг нас много предметов, которые отличаются не только по форме, но и самыми разными признаками. Отыщите такие предметы и сравните их, старайтесь употреблять точные прилагательные (высокий - низкий, длинный - короткий, легкий – тяжелый, а не только большой-маленький.)

     Если ребенок нарисовал картинку, предложите дорисовать какие-либо детали, точно укажите их местоположение на рисунке (над высокой елью, между елью и кустом и т.д.)

     Полезны такие игры как пазлы, мозаика, конструктор, особенно, если ребенок делает постройку по предложенной схеме, плану.

     Помогите ребенку нарисовать план комнаты или всей квартиры. Потом можно и поиграть. Спрячьте игрушку, а на плане отметьте ее местонахождение, пусть ребенок ее найдет. 

Учитель-логопед Петрова А.

 

 

Какие игрушки необходимы детям.

Игрушки ребенку необходимы для развития эмоций и социального интеллекта. Через игрушки ребенок выражает свои чувства, исследует окружающий мир, учится общаться и познает себя. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Как же выбрать «правильные» игрушки?

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки малополезны.

К трём годам набор игрушек с чёткой формой пополняется игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, лего, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и выполнять совместно с другими задания.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребенок долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

 

Ваш психолог Светлана Павловна Сыпкова

 

Зло к нам летит, а от нас ползет.

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос здоровой и свободной личностью. А как это сделать правильно и безболезненно и для ребенка, и для родителей? С чего начать? На что обратить свое внимание?

Очень важно с раннего детства научить ребенка проговаривать те эмоции, чувства, которые он испытывает. Ребенок переживает их, но не знает, как называется то, что он чувствует. Например:

«Ты злишься, потому что тебя обидели».

«Ты плачешь, потому что тебе больно». 

«Тебе грустно, потому что папа задерживается на работе?!»

«Ты скучаешь, потому что долго не видел своего друга?»

У ребенка должно формироваться представление о том, что злиться и грустить не только тоже можно, но и как с этими чувствами нужно справляться. Нормальный человек не способен испытывать только положительные эмоции, без отрицательных эмоций мы не можем жить.. Другое дело, что не стоит их ставить во главу угла или запрещать.

Категорически нельзя, когда ребенок начинает проявлять злость или агрессию по отношению к вам или другим детям, его ругать или стыдить. Но и бросаться жалеть или помогать тоже излишне. Правильнее акцентировать его внимание на своих чувствах, сказать о том, что вам неприятно, не нравится, больно, как он себя ведет. Тем самым вы оцениваете не самого ребенка, а его поступки, что исключает у него чувство вины за свою злость и агрессию.

Хорошо, если вы будете объяснять ребенку как можно и нужно делать, когда испытываешь такие эмоции, особенно действенны такие внушения, если вы показываете нормативное поведение на своем примере. Короткие непонятные и неопределенные фразы, как: «Нельзя!», «Не трогай!», «Прекрати!», «Ты еще маленький» – больше подходят для дрессуры послушного животного, а не воспитания свободной личности. Конечно, их тоже можно применять, эпизодически в рамках каких-то опасных для ребенка ситуаций.

Если вы заметили, что ребенок стал чаще драться, ругаться с детьми в детском саду, на игровой площадке, то это сигнал к тому, чтобы обратиться к психологу. Детям сложно говорить о своих чувствах, и они выражают эмоции через свое поведение.Не игнорируйте это, проявляйте чуткость и внимание к тому, что говорит и как поступает ваш ребенок.Приучайте его с раннего детства, что злиться и плакать можно, но только в рамках тех способов, которые помогут уменьшить эти неприятные переживания и не причинят никому вреда. Разозлился – выпей водички, умойся прохладной водой, возьми пластилин и помни его в руках и т.д. Есть тысячи способов справиться с эмоциями и сделать так, чтобы зло у нам пришло, а от нас уползло без сил и не причинив никому вреда

Если у вас есть вопросы по данной теме, то можно задать в рамках обратной связи.

Ваш психолог Светлана Павловна Сыпкова.

 

 

Как говорит ваш ребёнок?

Многие родители задаются этим вопросом. Данный материал, подобран в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Данная разра­ботка рекомендована лишь для первич­ной оценки речевого развития. Цель ее — помочь родителям понять, надо ли направлять ребенка на дальнейшую консультацию к логопеду или нет. Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры.

«Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необ­ходимо выполнить в определенной по­следовательности. С возрастом в заданиявключаются ответы на вопросы, объяс­нение наиболее часто употребляемыхпословиц.

«Связная речь» подразумевает состав­ление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного ко­личества слогов (для каждого возраста оно разное).

«Оценка речи по звучанию» предпола­гает определить внятность речи ребенка.

«Фонематический слух». Оценивается способность к отхлопыванию ритмов,правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность про­изводить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.

«Лексико-грамматический строй речи».Оценивается способность изменять сло­ва по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

«Состояние голоса». Обращается вни­мание на звучность и способность ме­нять интонацию голоса.

Детям 3—4 лет предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно, например, используя персонажей сказки «Три Медведя».Взрослые обращаются к ре­бенку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моем стуле и сло­мал его?» за Михаила Ивановича, Наста­сью Петровну и маленького Мишутку. Если ребенок может модулировать голос (т.е. понижать и повышать), то результат оценивается «1», если нет — «0».

Послед­ним проверяется темп речи. Если ребе­нок говорит слишком медленно или быстро, а также если в его речи встречаются запинки, результат оцени­вается в «0», если темп речи нормаль­ный — то в «1».

Учитель-логопед Петрова А.В.

 

 

«Маленькие дети – маленькие заботы,
большие дети – большие заботы»

    Это известная русская пословица, давно утратившая свою актуальность.

    Мораль: до сих пор многие люди полагают, что проблемы, как снежный ком, растут с возрастом.

    Современные данные свидетельствуют о том, что чем больше родители вложат сил в воспитание маленького ребенка, тем меньше проблем возникнет, когда он вырастет. Многие мамы во время прогулок болтают с соседками, вместо того чтобы общаться со своим ребенком. А ведь это так интересно – еще раз увидеть мир его глазами и вдруг начать понимать то, что некогда было упущено, ведь дети вырастают очень быстро! Это только уставшей маме кажется, что этот процесс бесконечен.

    Каждый ребенок проходит через ряд кризисных ситуаций. Когда родители рядом и помогают ему их разрешать, он учится вместе с ними преодолевать трудности, соответствующие возрасту. Поэтому во взрослом состоянии он самостоятельно сможет приняться за решение собственных проблем. Однако если в детстве ему не удавалось справляться с чем-то, поскольку все проблемы решались взрослыми, то любой стресс во взрослом или подростковом состоянии приведет к крушению представлений о себе, страху преодоления себя. И человек предпочтет непрямую дорогу в надежде, что проблемы в это время решатся сами собой.

Известно, что зависимыми людьми, (от курения, алкоголя, наркотиков, игры на компьютере), становятся люди, которые не научены бороться с трудностями и преодолевать стресс.

Ψ ВАШ ПСИХОЛОГ – Светлана Павловна Сыпкова