Чем помочь 5-ку

Ура! Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем "малышам", от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости (или, по крайней мере, остаться на той же планке). Но, увы, этого не происходит. Более того, Вы вдруг с ужасом замечаете, что Ваш ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые всего полгода назад делал "на счет раз", постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания. И вот впервые Вы стоите и краснеете перед отсчитывающим Вас учителем…

Знакомая картина? Не расстраивайтесь! С Вашим ребенком все нормально. А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на "взрослый лад". Давайте же разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать "подводные камни", о которые "спотыкаются" и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких "камней".

Камень 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен Ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО. Часто на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив, МНОГО новых ребят. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому то больше некому напомнить, какой следующий урок, и в какой кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет по новой, и не у одно учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Чем можно помочь? Напоминайте ребенку о том где находится расписание звонков и уроков.

Камень 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все записывать в конце обычной рабочей тетради. По литературе ценят высказанные собственные мысли, И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих "рассогласованностей". Эти "мелочи", которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности - а значит, учится взрослой жизни, где "многотребовательность" - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем составления расписания с указанием особенностей выполнений заданий. Например: русский - принести зеленую ручку, английский - приносить на урок рабочую тетрадь, тетрадь-словарь, тетрадь с темами, география - приносить контурные карты, цветные карандаши, история - в домашней тетради писать план ответа.

Камень 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу Вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. У ребенка создается впечатление, что можно "похалявить" и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия - начинает капризничать как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.

Чем можно помочь? Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требования учителей. Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Камень 4: пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки… Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Ведь сразу сложно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность.

Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пройдут в играх, потому что в игре проявляется более сильная мотивация (чем в учебной деятельности). Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

И в заключение хочу отметить следующее. Школьная продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т.д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).

Cогласие на обработку персональных данных

Настоящим, я (далее — Лицо), даю свое согласие компании «Частное образовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа „Родник“» (далее — Компания) на обработку своих персональных данных, указанных при оформлении заявки на сайте Компании для обработки моего заказа, заявки или любого другого способа обращения в Компанию (далее Заказ), и коммуникации со мной в рамках обработки моего Заказа, а также иных сопряженных с этим целей в рамках действующего законодательства РФ и технических возможностей Компании.

Обработка персональных данных Лица может осуществляться с помощью средств автоматизации и/или без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством РФ и положениями Компании. Настоящее согласие Лица на обработку его/ее персональных данных, указанных при оформлении Заказа на сайте Компании, направляемых (заполненных) с использованием настоящего сайта, действует с момента оформления Заказа на сайте Компании до момента его отзыва. Согласие на обработку персональных данных, указанных при оформлении Заказа на сайте Компании, направляемых (заполненных) с использованием настоящего сайта, может быть отозвано Лицом при подаче письменного заявления (отзыва) в Компанию. Обработка персональных данных Лица прекращается в течение 2 месяцев с момента получения Компанией письменного заявления (отзыва) Лица и/или в случае достижения цели обработки и уничтожается в срок и на условиях, установленных законом, если не предусмотрено иное. Обезличенные персональные данные Лица могут использоваться Компанией в статистических (и иных исследовательских целях) после получения заявления (отзыва) согласия, а также после достижения целей, для которых настоящее согласие было получено.

Данный сайт позволяет Компании получать информацию, содержащую персональные данные Лица, а именно фамилию, имя, отчество, контактный телефон, адрес электронной почты, а также другие персональные данные, которые могут использоваться для идентификации Лица («Ваши персональные данные»), в случае, если Лицо добровольно предоставляет ее компании.

Лицо дает согласие Компании на обработку своих персональных данных, а именно: фамилии, имени, отчества, контактного телефона, адреса электронной почты, а также всех персональных данных, которые необходимы для связи с Лицом и оформление договора на оказание информационных услуг.

В целях исполнения обязательств по договору Лицо предоставляет Компании право осуществлять любые действия (операции) со своими персональными данными без ограничения: сбор, запись, учет, систематизацию, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, накопление, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение; использование в статистических целях, в целях проведения анализа, в целях информирования Лица (с передачей по SMS или электронной почтой) о продуктах и услугах Компании, а также осуществлять любые иные действия с учетом действующего законодательства.

Правила конфиденциальности

Любая иная информация, передаваемая Лицом в связи с посещением сайта («Иная информация», которая не является персональными данными Лица и не может использоваться для идентификации Лица) может включаться в базы данных, которые принадлежат Компании или ее представителям. Компания сохраняет все права на эти базы данных и информацию, которая в них хранится. «Иная информация» может включать IP-адрес Лица и прочую информацию, собираемую посредством cookie-файлов (см. ниже).

Данный сайт может использовать технологию, известную как cookie-файл. Сookie-файл — это сообщение, которое веб-сервер высылает на компьютер Лица, когда Лицо заходит на сайт. При повторном посещении, сайт проверяет, имеется ли на компьютере Лица один из сookie-файлов, принадлежащих сайту. Такие Cookie-файлы увеличивают функциональность сайта и помогают Компании более точно анализировать, как используется сайт.

Данный сайт использует адреса Интернет-протокола (IP). IP-адрес — это номер, присваиваемый компьютеру Интернет-провайдером для доступа к Интернету. Обычно IP-адрес изменяется всякий раз, когда Лицо входит в Интернет (это «динамичный» адрес). Тем не менее, если используется высокоскоростное соединение, в зависимости от обстоятельств, возможно, что IP-адрес или даже cookie-файл, который использует Компания, содержит идентифицируемую информацию. Это происходит потому, что при некоторых видах высокоскоростного соединения IP-адрес Лица не изменяется («статичен») и может ассоциироваться с компьютером Лица. Компания использует IP-адрес Лица для сообщения общей информации по использованию сайта, а также для его доработки.

Данный сайт использует технологию для определения местоположения Лица.

Лицо обязано покинуть данный сайт, если не хочет, чтобы вышеперечисленные данные (cookie-файлы, данные об IP-адресе и местоположении) обрабатывались.

Данный сайт не предназначен для лиц моложе 18 лет. Компания не собирает персональные данные лиц, которые по имеющейся у Компании информации не достигли 18-летнего возраста. На данном сайте, где собирается информация, используется стандартное шифрование протокола защиты информации (SSL). Тем не менее, чтобы воспользоваться этой опцией, браузер должен поддерживать криптографическое закрытие (начиная с версии Internet Explorer 3.0 и далее).

Компания оставляет за собой право предоставлять информацию государственным органам при соответствующих запросах или в случаях, предусмотренных законодательством.

Для удаления информации о Лице из контактных списков Компании, необходимо обращаться по адресу регистрации компании или электронной почте.

Лицо может продолжать получать материалы, пока ведется обновление наших списков. Периодически Правила конфиденциальности веб-сайта могут обновляться. После обновления данные правила будут доступны на настоящей странице.